Форум исторического клуба Сокол
Архив Исторического Клуба Сокол
Новый адрес Клуба

И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится Вашей мудрости, Горацио
Список форумов


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Исторический клуб Сокол       Кодекс клуба       Профессионализм в истории       Командно-штабные учения       Шахматный клуб Сокола       Научные споры на исторические темы
Гребные суда

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Гребной флот
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Sea wolf
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Окт 02, 2011 2:42 pm    Заголовок сообщения: Гребные суда Ответить с цитатой

Как простейший способ передвижения гребные суда употреблялись в глубокой древности. В каменном периоде мы уже встречаем челноки, которые и следует считать родоначальниками гребных судов. Описывая судоходство по Евфрату, Геродот указывает на суда, остов которых делался из прутьев вербы, а снаружи они обтягивались кожею. Такие суда ходили из Армении вниз по реке до Вавилона, где их разбирали и только кожу везли обратно на ослах. Такие кожаные суда не редкость и в настоящее время: их употребляют камчадалы, алеуты и эскимосы, употребляли норманны, галлы и др. Другого рода суда употреблялись в Месопотамии на Тигре: они строились из тростника и промазывались весьма тщательно горной смолой. Такие суда не бывали большие, однако поднимали до 5-ти человек. Наибольшего развития речное судостроение достигло в Египте, где, по словам Геродота, каста речных и морских матросов доходила до 700 т. человек. Первые их суда строились так: из акаций выделывали брусья до 2-х локтей длины, складывали их вместе по нескольку, смотря по размерам судна, и затем связывали в шпангоуты; с обеих сторон все обвязывали длинными планками (связные пояса), и изготовленный таким образом набор обшивали папирусом. У египтян же впервые находим существование галер. Греки начали свое судостроение с долбленых челноков; затем строили лодки, составляя набор из нетолстых, гнутых деревьев, связывали их ивовыми ветвями и обшивали снаружи кожей. Позже обшивку начали делать деревянную, утолщать наборные члены и давать своим судам различные формы, смотря по их назначению. Греческие суда были двух главных типов: короткие и длинные. Те и другие были большие и малые; большие покрывались сплошными палубами, имели их по две, по три и более; несколько меньшие имели палубу только в носу и корме или где-нибудь в одном месте, а малые были совсем беспалубные. Длинные суда, строившиеся для военных целей, отличались сравнительно быстрым ходом, тщательной постройкой, крепостью и, смотря по числу рядов весел, носили название унирем, бирем, трирем, квадрирем и т. д.

Униремы - суда, имевшие один ряд весел. По Гомеру, греческий флот при осаде Трои состоял из таких беспалубных унирем, имевших только платформы в носу для 50 воинов, вооруженных луками. Униремы имели от 12 и до 28-30 весел; длина их доходила до 60-145 фт. Копье, помещенное на мачте, употреблялось, вероятно, против судов, для чего приводилось в действие при помощи целой системы веревок.

Биремами назывались суда, имевшие два ряда весел. Изобретение их приписывают эритреянам. Их же мы находим и у ассирян. Весла на них располагались в два ряда, в шахматном порядке; в верхнем ряду их было 12, а в нижнем - 6, что, без сомнения, происходило от конструкции биремы, имевшей узкую и заостренную форму: гребцы, сидевшие под верхней палубой, в нижнем ряду, были очень стеснены в этой суженной части судна. Верхний ряд гребцов помещался на открытой палубе и был защищен от волнения и неприятеля высоким бортом; носовая часть биремы прикрывалась бруствером.

Триремами назывались гребные суда в три ряда весел. Они доходили до 150 фт. в длину и до 18 фт. в ширину; число гребцов - до 174, а экипажа - до 225 чел. Весла располагались в три ряда, в шахматном порядке, и были различной длины в зависимости от ряда, в котором находились: в верхнем 13½, в среднем 10½, в нижнем 7½ фт. Гребцы делились па три разряда: самые сильные помещались на верхней палубе, получали наибольшее жалованье и назывались транитами; помещавшиеся в среднем ряду назывались зигитами, а гребцы нижнего ряда - таламитами. Во времена Фукидида (V в. до Р. X.) и несколько столетий позже трирема была самым употребительным судном во всех флотах, изменяясь лишь несколько в своей конструкции. Для лучшей защиты увеличивали высоту носового бруствера и даже давали ему вид башни с бойницами, а для большей поместительности расширяли носовую платформу.

О судах в 4, 5, 6 и т. д. рядов весел - так наз. квадриремах, квинкеремах, секстиремах и т. п., есть краткие указания в истории Греции, Рима, Карфагена. В венецианском арсенале, замечательном по собранию древнейших памятников судостроения на Средиземном море, находятся только модели трирем, не более.

Главной заботой судостроителей в средние века по отношению к гребным судам было увеличение их размеров, в особенности во времена Крестовых походов, требовавших перевозки больших грузов; но сообразно с этим росло и затруднение в движущей силе для управления веслами, которые достигали громадных размеров. Это же обстоятельство послужило поводом к замене весел парусами и к сравнительно недолгому существованию больших гребных судов с значительным числом весел в несколько рядов. Самое видное место в эту эпоху занимают галеры, галеасы, дромоны и памфилы, представляющие улучшенные биремы. Из мелких гребных судов отметим наиболее характерные.

Гондола - так называлось небольшое гребное судно, управляемое одним гребцом; оно употреблялось для сообщения больших судов с берегом. Их поднимали на галеры во время походов, подобно тому, как в настоящее время поднимают на корабли гребные шлюпки. Кроме того, гондолы употреблялись прежде, да употребляются еще и поныне, в Венеции для сообщения по каналам. Роскошь их отделки доходила до сказочных размеров. Заведенные несколько лет тому назад на главных венецианских каналах пароходы нанесли смертельный удар этим изящным и оригинальным судам.

Каик - легкое перевозное судно, употребляемое на тихих водах Босфора. Корма его весколько выше носа, как вообще у турецких судов. Каики разделяются на частные и перевозные. Первые, составляющие собственность почти каждого богатого турка, отличаются от перевозных своею роскошною резною отделкою и окраскою. Те и другие употребляются для морских прогулок по Золотому Рогу и для сообщения с азиатским берегом.
Вернуться к началу
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Сб Окт 08, 2011 2:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тур Хейердал пересёк с командой Атлантический океан на плоту, чтобы доказать возможность достичь берегов Америки ещё древними, задолго до Колумба. Наверное, плоты были до галер и т.п.
Вернуться к началу
ZHAN
Гражданин

   

Зарегистрирован: 14.09.2011
Сообщения: 143
Откуда: Галактика

СообщениеДобавлено: Сб Окт 08, 2011 8:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

07 октября 1571 года произошла самая кровопролитная в истории морских сражений битва при Лепанто, в которой союзный испано-венецианский флот, нанеся сокрушительное поражение флоту Оттоманской империи, положил конец почти вековому господству турков в Средиземном море. Всего в том бою с обеих сторон участвовало около 550 кораблей. Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов. В этом сражении был дважды ранен 24-летний испанец Мигель де Сервантес Сааведра. Простреленная в этом бою левая рука осталась частично парализована на всю жизнь. Возвращаясь домой морем, будущий автор «Дон Кихота» был схвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. Его выкупили миссионеры только через 5 лет.
_________________
Да правит миром любовь!
А для неакадемичного общения заходите http://politicum.4adm.ru/index.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Sea wolf
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Окт 09, 2011 2:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Camel писал(а):
плоты были до галер и т.п.
Вот оно, "тому подобное": Леандр - юноша из города Абидос, который влюбился в жрицу Афродиты Геро, жившей на противоположном берегу Геллеспонта. Л. еженощно переплывал Геллеспонт, чтобы встретиться с любимой. Геро зажигала на башне маяк и освещала пролив, когда юноша плыл к ней. Однажды ночью во время бури маяк не засветился и Л. погиб, тело его выбросили на берег морские волны. Геро ринулась из башни маяка в море.
Это было ещё до плота.
Гига улыбка
ZHAN писал(а):
Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов.
Причём не смотря на тактическую победу, бой при Лепанто почти не оказал влияния на общий ход войны. Воспользовавшись отсутствием единства среди союзников, Турция построила новый флот и успешно закончила войну. По мирному договору 1573 года Венеция уступила Турции о. Кипр.
Что интересно: приёмы боя гребных судов еще в конце XVI в., несмотря на то, что со времени введения артиллерии на судах прошло уже 200 лет, продолжали оставаться примитивными и стояли даже ниже, чем у афинского флота во время его процветания две тысячи лет тому назад, так как тактика действия тараном давала в те времена случай пользоваться быстротой и поворотливостью кораблей и прибегать к различным тактическим эволюциям.
Вернуться к началу
Panzer
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пн Окт 10, 2011 10:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Sea wolf писал(а):
приёмы боя гребных судов еще в конце XVI в., несмотря на то, что со времени введения артиллерии на судах прошло уже 200 лет, продолжали оставаться примитивными и стояли даже ниже, чем у афинского флота во время его процветания две тысячи лет тому назад, так как тактика действия тараном давала в те времена случай пользоваться быстротой и поворотливостью кораблей и прибегать к различным тактическим эволюциям.
ничё не понял - тараны убрали, став воевать хуже древних греков???
Вернуться к началу
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Окт 16, 2011 5:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Panzer писал(а):
тараны убрали, став воевать хуже древних греков???
По грекам:
Цитата:
В морском бою оружием служили: у корабля — железный или бронзовый таран (были и деревянные, обшитые железом)

... существовало только два возможных способа морского боя: маневрировать таким образом, чтобы острый, крепкий железный конец носовой части корабля со всей силой нанес на ходу удар в борт неприятельского корабля и пустил его ко дну; или же сойтись с противником вплотную бортами и взять его таким образом на абордаж»{13}.

Оба эти способа ведения морского боя показывали невысокие тактико-технические свойства имеющегося оружия, в свою очередь зависящие от низкого уровня развития производительных сил.

Однако греки отдавали предпочтение таранному удару, в котором достигли большого мастерства.

Объясняется это социальной структурой греческого рабовладельческого общества. Рабы были бесправны и приравнивались к вещам, к средствам производства. Рабовладельческое государство как орудие подавления рабов опиралось на вооруженную силу, которая формировалась по классовому принципу. Оружие не доверялось рабам, которые могли повернуть его против своих угнетателей. Поэтому вооружены были только свободные греки. Они и сражались. Но так как класс рабовладельцев был немногочисленным, то, естественно, стремление нести поменьше убыли в людях во время боя подталкивало греков сделать упор в морском сражении на таранный удар, при котором убыль в людях меньше, надо было только управлять маневром корабля, идущего на таран.

Тактика таранного удара требовала искусного маневра и наступательных действий, т. е. захвата инициативы в бою.

http://militera.lib.ru/tw/shershov_ap/03.html
По Лепанто:
Цитата:
Древний таран у галеры выродился в длинный 6-7 метровый выступ, который, пожалуй, лучше назвать "клювом", так как он был устроен не под ватерлинией и не на ней, а выше ее. Этот "клюв" не годился для тарана, так как при его помощи можно было нанести удар только в борт корабля, выше поверхности воды, или, при практиковавшемся в те времена наскакивании одного корабля на другой, нос против носа - можно было обломать этим клювом несколько весел или вывести из строя гребцов; поэтому пользоваться тараном совершенно перестали, несмотря на то, что в других отношениях тактика боя изменилась весьма мало.

http://www.arhipelag.ijbest.ru/lofiversion/index.php?t378.html
Вот как-то так.
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Гребной флот Часовой пояс: GMT - 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Исторические исследования Олег Жук исторические исследования Олег Жук исторические исследования


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS