Форум исторического клуба Сокол
Архив Исторического Клуба Сокол
Новый адрес Клуба

И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится Вашей мудрости, Горацио
Список форумов


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Исторический клуб Сокол       Кодекс клуба       Профессионализм в истории       Командно-штабные учения       Шахматный клуб Сокола       Научные споры на исторические темы
Кобяковская культура

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Скифия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Ср Сен 12, 2012 3:12 am    Заголовок сообщения: Кобяковская культура Ответить с цитатой

Интерес к Кобяковской послесрубной культуре на нижнем Дону возник у меня по следующему поводу.
Артамонов М. И. (Киммерийцы и скифы. Издательство Ленинградского Университета. 1974 г., с. 13.) пишет что археология "не знает ни о каком вторжении нового населения в Северное Причерноморье, которое могло бы соответствовать появлению там скифов и изгнанию ими киммерийцев". Артамонов М. И. допускает возможность того, что скифы действительно приходили в Северное Причерноморье, о чём пишет Геродот, но это будет позже, когда они возвратятся из похода в Переднюю Азию.

Но Н. И. Васильева (Великая Скифия) пишет иначе: изгнание киммерийцев скифами находит своё археологическое подтверждение: около 800 г. до н.э. происходит внезапная гибель поселений так называемой Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону. Возможно, полагает Васильева, это и есть следы прихода скифов «из Азии», т.е. из-за Дона.

Кто из них прав? Очевидно, надо изучить эту культуру, разумеется, по авторитетным источникам.

_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Ср Сен 12, 2012 3:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
В начале I тыс. до н.э. на Дону проживали племена переходной к раннему железному веку кобяковской культуры, названной так по Кобякову городищу (по имени половецкого хана Кобяка). Памятники этой культуры известны также у станицы Гниловской, пос. Хопра и Сафьяново. Поселения кобяковцев строились на холмах, первоначально это были полуземлянки, позже - каменные сооружения. В основном кобяковские племена занимались рыболовством. На территории Кобякова городища последовательно существовали по крайней мере различных поселения: эпохи бронзы, скифо-сарматское и половецкое поселение (XII в.).

http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/Ancient/Don_NC13.htm#Kobjakov_Cult

Ларенок В.А., Потапов В.В. Древнейший некрополь Кобякова городища // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии V "Минаевские чтения" по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа: Тезисы докладов межрегиональной научной конференции. - Ставрополь, 2001. - с. 24 - 26.
Цитата:
В 1999 - 2000 годах был исследован южный, приречный, участок широко известного Кобяковского некрополя, расположенного на высокой террасе правого коренного берега Дона. За два года исследовано около 400 погребений, большая часть которых относится к первым векам н.э. Однако, среди них выделяется ряд более древних захоронений, 27 из которых можно объединить в отдельную группу.
Погребения, входящие в эту группу, имеют ряд общих обрядовых признаков. Могилы сопровождались каменными закладами, которые не зафиксированы только в семи захоронениях. В некоторых погребениях среди заклада и под ним прослежены остатки тризны в виде костей рыбы и животных, фрагментов лепной посуды. Все захоронения расположены неглубоко от поверхности, конструкция ям прослежена, полностью или частично, в 18 случаях. В плане они обычно имеют овальную форму, но есть и трапециевидные, и эллипсоидные. Несколько выделяется в этом отношении погребение 47(2000), в дне которого была выкопана ямка-камера. Почти все погребенные скорчены на правом боку и только в трех случаях на левом. Большая часть их была ориентирована головой на юго-восток, и лишь в виде исключения - на восток (3), юг (1) и юго-запад (1) (рис.1, 11). Инвентарь небогат и, если не считать керамику из тризны, то в погребениях полностью отсутствует посуда. Вещи или следы их пребывания отсутствуют в 17 могилах. Находки представлены кремневыми орудиями, обломком стрелы, отбойником, пластинкой, кварцитовым нуклевидным обломком, терочником. Присутствие бронзового височного кольца в одном погребении отмечено в виде окисла на черепе, в другом - в виде невыразительных обломков. В погребении 15 (1999) найдено круглое, ромбовидное в сечении височное кольцо, с незамкнутыми приостренными концами (рис. 2). Из погребения 156 (2000) происходят два овальных в сечении кольца, с приостренными несомкнутыми концами (рис. 6, 7). Это погребение отличается от всех остальных богатством инвентаря. Здесь, помимо колец, были найдены ожерелье, включающее в себя кольцевидные бусины желтого стекла (рис. 8), спиральные пронизи (рис. 4, 5) и, по-видимому, бляшку-пуговицу с петлей на обороте и пуансонным орнаментом по краю (рис. 3), а также два браслета из прямоугольной в сечении проволоки с расплющенными концами, согнутой в 3 и 2 витка (рис. 9, 10). Металлические находки из могильника находят себе аналогии, зачастую неполные, в различных памятниках и культурах конца эпохи поздней бронзы - начала раннего железного века. Наиболее близкие кобяковским спиральные пронизи есть в кобанской культуре. С. 25. Здесь такие изделия широко распространены на ранних этапах, а в более поздних памятниках, с начала эпохи раннего железа начинают доминировать биконические спирали [Техов, 1977, с.169]. Широкие круглые бляхи-пуговицы с петлей на обороте известны в позднеприказанских, кобанских и центрально- и юго-европейских памятниках. Они встречаются в конце эпохи бронзы и доживают до начала раннего железа. Однако украшение различных блях по краю простым пуансонным орнаментом, как правило, характерно для эпохи поздней бронзы [Халиков, 1980, табл.39,2; Березин, Калмыков, 1998, рис. 7, 5]. Наиболее полная аналогия происходит из клада Каркаг, культуры Гава [Kemenczei, 1984, табл. CXCVII,11]. Спиральные браслеты, аналогичные кобяковским, также распространены достаточно широко. Они найдены в некоторых кобанских могилах, относящихся уже к раннежелезному веку [Козенкова, 1982, с 46] и в позднечернолесском кладе на Субботовском городище [Тереножкин, 1961, рис. 105,8, 106,6-8]. Однако, судя по находкам в Верхнехортицком могильнике белозерской культуры [Попандопуло, 1999] и в комплексах культур эпохи бронзы Северо-восточной Венгрии - Пилинь, Гава, Киятице [Kemenczei, 1984], появление этого типа браслетов связано с более ранним временем. Височные кольца из погребения 156 (2000) сравнимы с некоторыми разновидностями белозерских украшений, а экземпляр из погребения 15 (1999) находит себе наиболее полные аналогии в кладах и погребениях культур Гава, Беркес и Пилинь [Kemenczei, 1984; Археология Венгрии, 1996]. Таким образом, значительная часть металлических изделий из кобяковского могильника датируется в пределах эпох поздней бронзы - раннего железного века. Однако, аналогии бляшке-пуговице и височным кольцам позволяют уточнить эту датировку в пределах финала поздней бронзы. Все это позволяет синхронизировать могильник с кобяковской культурой Нижнего Дона [Шарафутдинова, 1980] и связать его с ранними слоями Кобяковского городища. Подтверждают это и находки в составе тризны керамики, сопоставимой с кухонной посудой кобяковской культуры.
Кобяковская культура низовьев Дона была выделена по четырем бытовым памятникам Э. С. Шарафутдиновой, которая неоднократно подчеркивала ее отличия от нижнедонских памятников [Шарафутдинова, 1980]. Его последняя составляющая, подчеркивает оригинальность этой культуры, обусловленную, по мнению Э.С. Шарафутдиновой, ее закубанскими корнями [Шарафутдинова, 1980, 1991]. Погребения, образуя компактную группу, приуроченную к одному бытовому памятнику, резко отличаются от других обрядовых групп относящихся к этому времени, но не связанных с кобяковской культурой [Потапов, 1998]. Однако, пока нет возможности найти кобяковской группе достаточно полные аналогии среди погребальных памятников Закубанья, где известны бытовые памятники сопоставимые с кобяковскими поселениями.

http://www.bronza-lib.narod.ru/l/larenok_potapov2001.html
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Скифия Часовой пояс: GMT - 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Исторические исследования Олег Жук исторические исследования Олег Жук исторические исследования


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS