Форум исторического клуба Сокол
Архив Исторического Клуба Сокол
Новый адрес Клуба

И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится Вашей мудрости, Горацио
Список форумов


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Исторический клуб Сокол       Кодекс клуба       Профессионализм в истории       Командно-штабные учения       Шахматный клуб Сокола       Научные споры на исторические темы
Цивилизация и культура

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Философия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Ср Мар 27, 2013 2:35 pm    Заголовок сообщения: Цивилизация и культура Ответить с цитатой

Где-то прочитал фразу о том, что цивилизованные народы - это термин колонизаторов...
Но вот сейчас читаю книгу Белявского В. "Вавилон легендарный и Вавилон исторический". Ломоносовъ. Москва. 2011 г. Изложение начинается с интересного заявления:

"В обиходе мы часто употребляем слова «цивилизация» и «культура» как синонимы, что, строго говоря, неверно. Культура возникла вместе с человеком и будет существовать столько же, сколько и род человеческий. А цивилизация родилась всего 5000 лет тому назад и представляет определенный этап и истории человечества. Для цивилизации характерны общественное разделение труда, раскол общества на антагонистические классы, эксплуатация человека
человеком и наличие государства".


Насколько соответствует действительности такое сопоставление понятий как "цивилизация" и "культура"?

_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Saygo
Модератор

   

Зарегистрирован: 14.02.2013
Сообщения: 86

СообщениеДобавлено: Вс Мар 31, 2013 6:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Когда умирает культура, рождается цивилизация - так считал доктор Освальд Шпенглер.
_________________
Мой сайт:
http://svitoc.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Акимов В.В.
Префект

   

Зарегистрирован: 26.10.2012
Сообщения: 372
Откуда: г. Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 02, 2013 1:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бомбардир писал(а):
Насколько соответствует действительности такое сопоставление понятий как "цивилизация" и "культура"?

Все зависит от трактовки этих понятий.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =



Цитата:
Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Спустя 100 – 150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность, в основном благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие, используемое в данном подходе – цивилизация (от лат. сivilis - гражданский). Его определений и трактовок известно в настоящее время около 200, причем число их неуклонно возрастает.

Под «цивилизацией» в разные времена понимали:

– отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);
– этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);
– общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);
– совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
– совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
– заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций могут, как считают исследователи, прослеживаться, но основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития. Человек – творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего. Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда. Сторонники цивилизационного подхода к истории концентрируют свое внимание на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом в ее течении.

Ценностные установки играют в развитии человека и общества, согласно этому подходу, не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев и большую. Главный жизненный принцип, обеспечивающий единство цивилизации, базируется на определенной философии, общественно значимых ценностях, обобщенном образе мира, специфическом образе жизни.

Исторический процесс – смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.

Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.

Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы, в частности:

1) линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т.п.);
2) локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т.п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.

Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, не знающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.

Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.

в экономической сфере произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Для характеристики этого перехода используют понятие "неолитическая революция" (7-5 тыс. до н.э.). Имели место три общественных разделения труда (разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, появление торговли). Возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства.

в социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь играли войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основные: знать, масса свободного населения – непосредственные производители и рабы.

в политико-правовой сфере в результате "городской революции" (4-3 тыс. до н.э.) возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры). Формировались первые государства, имевшие форму городов-государств. В них сложились первые системы писаного права. Среди них Кодекс царя Ур-Намму (Шумер, III тыс. до н.э.).

в духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:

- с глубокой древности до рубежа IV – III тысячелетий до н.э. – первобытность;
- с рубежа IV – III тысячелетий до н.э. до конца V века н.э. – Древний мир;
- с конца V века н.э. до конца XV века – Средние века;
- с конца XV века до конца XIX века – Новое время;
- с конца XIX века по настоящее время - Новейшее время.

Эта периодизация не является универсальной: в эпоху средневековья западная и восточная цивилизация существенно различались в развитии, поэтому приведенные датировки (Средние века, Новое, Новейшее время) характерны только для европейских стран. Кроме того, до сих пор остается спорным рубеж между Средними веками и Новым временем. Ряд исследователей предполагает, что верхнюю границу Средних веков необходимо датировать XVII в., другие называют XV-XVII века «Ранним новым временем», третьи ведут отсчет Нового времени со второй половины XV в. Новейшее время тоже нередко считают начавшимся только в первые годы XX столетия, даже после Первой мировой войны.

Цивилизационный подход представляет прошлое человечества в более многообразном, «многоцветном» виде, учитывает действие ряда факторов исторического развития, недооценивавшихся сторонниками формационного подхода. Однако в нем значительно менее выраженным оказывается представление о базовых движущих силах истории.

И. Бабленкова, В. Акимов, В. Сурова. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
М., ЭКСМО, 2011. С.72-76

_________________
Истина существует, и целью науки является ее поиск.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Философия Часовой пояс: GMT - 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Исторические исследования Олег Жук исторические исследования Олег Жук исторические исследования


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS