Форум исторического клуба Сокол
Архив Исторического Клуба Сокол
Новый адрес Клуба

И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится Вашей мудрости, Горацио
Список форумов


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Исторический клуб Сокол       Кодекс клуба       Профессионализм в истории       Командно-штабные учения       Шахматный клуб Сокола       Научные споры на исторические темы
Теплоход Армения

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Современный флот
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Вс Апр 07, 2013 4:22 pm    Заголовок сообщения: Теплоход Армения Ответить с цитатой

Цитата:
7 ноября 1941 года произошла одна из самых страшных катастроф на море в истории человечества – гибель советского санитарного транспорта «Армения». Она унесла в несколько раз больше людских жизней, чем трагические кончины «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые. Между тем судно было и не столь велико (водоизмещением 6700 тонн), и рассчитано на перевозку 980 человек. Но в тот день людей на «Армению» набилось буквально как сельдей в бочке. Очевидцы вспоминают, что пассажиры стояли на палубе, тесно прижавшись друг к другу.

После распада СССР Департамент морского наследия Украины начал поисковые работы в районе гибели «Армении», чтобы, согласно официальным заявлениям, превратить транспорт в «Международный морской мемориал». Но все труды оказались безрезультатными. Летом 2005 года в том месте, где предположительно разыгралась страшная драма, на трехсотметровую глубину погружался батискаф «Лангуст». Однако найти останки судна украинской экспедиции опять не удалось.
Цитата:
В море «Армению» прикрывали два сторожевых катера (всего четыре 45-мм пушки), а в воздухе барражировали на высоте 500 м два истребителя И-153 «Чайка». В 11 часов 25 минут в точке с координатами широта=44╠15╒5╡ и долгота=34╠17╒ теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Погибли 7-10 тысяч человек, катера спасли только восьмерых.

После сброса торпеды Не-111 ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Некоторые историки и литераторы хором возмущаются: мол, теплоход «был атакован самолетом-торпедоносцем, несмотря на то что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна».

Но, увы: какие бы знаки не были написаны на судне «Армения», оно шло в конвое двух вооруженных катеров, а на борту теплохода были установлены четыре 45-мм пушки 21К. Так что германские летчики действовали в данном случае в полном соответствии с международным правом, хотя, вообще-то говоря, на него в 1941–1945 годах плевать хотели обе стороны.

http://nvo.ng.ru/history/2006-05-26/5_katastrofa.html

Цитата:
«Мне казалось, что все самое интересное под водой я уже отыскал, — говорит самый известный археолог-подводник Роберт Баллард, нашедший «Титаник», линкор «Бисмарк» и авианосец «Йорктаун». — Но когда я прочитал про теплоход «Армения», о котором почему-то совершенно ничего не известно в мире, сразу понял, куда надо ехать». В мае этого года Баллард, директор Института океанографии штата Массачусетс, США, приостановил поиски Атлантиды на острове Санторин и отправился на Черное море. Американский ученый заключил договор с Национальной академией наук Украины и пригнал через Атлантику научно-исследовательское судно «Эндевер», оборудованное современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов. В случае успеха Баллард подтвердил бы свою славу первооткрывателя затонувших сенсаций, но никаких прав на сам корабль у американца не было: все, что лежит в территориальных водах Украины, принадлежит только ей.

До Балларда «Армению» искали с помощью старенького батискафа «Лангуст», который мог погружаться на глубину не более полукилометра. Теперь появилась возможность опуститься на 1200 метров. Сложность в том, что никто не знает, где именно затонула «Армения». В официальных бумагах военно-морских архивов значится сразу три предположительных координата гибели теплохода: полученные со сторожевого катера, с самолетов прикрытия и записанные по свидетельствам восьмерых выживших пассажиров. Так что в исторических текстах чаще всего фигурирует туманное «затонул у берегов Ялты».

До появления американской техники никто не погружался в Черное море так глубоко. Подводная археология в этом районе, в силу технического несовершенства, до сих пор ограничивалась мелководьем. Оказалось, что Черное море — это «черный ящик», скрывающий множество тайн. «Судя по архивным данным, в заданном квадрате помимо «Армении» затонуло 112 объектов, в основном парусники времен Крымской войны и корабли Первой мировой, — рассказывает Воронов. — Но вместо них на дне лежали бесформенные кучи металлолома, запаянные контейнеры, проржавевшие бочки и даже новый с виду холодильник». Зато там, где ученые предполагали увидеть пустое дно, их ожидали сюрпризы. За месяц они отыскали 494 объекта, не указанного ни в одном архиве мира (обычно удачной считается экспедиция, нашедшая 2 — 3 корабля), в том числе 40 древнегреческих судов, военную технику времен Первой мировой войны и почти две сотни кораблей и подводных лодок Великой Отечественной. В одном месте, где, судя по архивам, лежал античный корабль, археологи нашли что-то странное. Камера гидролокатора описывала вокруг находки круг за кругом. От экипажа сыпались предположения, что это странная, не встречавшаяся раньше мачта. Еще один виток камеры и появилось изображение красной звезды. Вместо мачты — лопасти вертолета. «Эндевер» нашел советский противолодочный вертолет К-20, утонувший, судя по всему, в 1980-е годы. Двери кабины плотно закрыты, значит, экипаж погиб на месте.

Там же, на дне, рядом с византийский кораблем IX века с целой горой уцелевших амфор лежит эсминец «Дзержинский» — один из крупных кораблей, который прорывался в окруженный Севастополь. Известно, что, когда он попал на мину, идущие рядом суда побоялись появления подводных лодок и ушли, сбросив спасательные круги. Все 270 человек погибли.

Через несколько километров снова находка — пропавший без вести броненосец «Синоп». Идентифицировали его методом исключения. Броненосцев такого класса в Николаеве было построено всего три. «Чесма» до сих пор стоит в Таганрогском заливе как мишень, по которой учатся стрелять летчики. «Екатерина II» была затоплена революционными матросами под Новороссийском. Значит, под Ялтой оказался «Синоп», исчезнувший в смутном 1924-м. «У вас есть готовый подводный музей, — говорит Роберт Баллард. — Такого количества кораблей в прекрасном состоянии нет нигде в мире!»

Черное море, единственное в мире, обладает уникальным природным консервантом — сероводородным слоем. Он встречается на глубине от 120 метров и ниже. Морское дно здесь выделяет особую концентрацию сероводородных газов и обеспечивает повышенную кислотность и малое количество кислорода. Консервирующие свойства этого состава так велики, что в нем могут уцелеть не только металл и дерево, но и бумага, свитки, папирус — все то, что воздух обычно превращает в пыль. Правда, сероводородный слой неоднороден и есть далеко не везде.

«Мы надеемся, что однажды найдем попавший в естественный водный консервант античный корабль, а на нем кучу древних свитков, — улыбается Воронов, — может, еще Гомера в оригинале прочтем». Пока найденные ценности ученые поднимать не торопятся. Воздух мгновенно разрушит кропотливо сохраненное морем, а помещений с соответствующими условиями на берегу пока нет. На Украине только сейчас строится морской музей с лабораторией по консервации и реставрации. Хотя находок, сделанных экспедицией Воронова, хватит на десяток мировых музеев.

— А если в этот консервант попала «Армения», — спрашиваю я, — что вы сможете поднять оттуда?

— Тайны, — говорит Воронов, — теоретически я даже знаю, где их искать: в каюте главного врача.


ШКАФ НОМЕР ПЯТЬ

В каюте главного врача, в шкафу номер пять должны храниться списки пассажиров, а также большая часть важных документов, которые вез корабль. Об этом ученые узнали, получив доступ в российский архив ФСБ. Собственно, шкаф номер пять — единственная вещь, которую собираются поднять с «Армении».

— С братских могил поднимать вещи не принято. Не стоит тревожить память такого количества погибших людей, и дело тут не в суевериях, — поясняет Воронов. — Это было бы плохим примером. Ведь сам Баллард поднял какие-то вещи «Титаника» для музея и с тех пор началось тупое разграбление корабля. Каждый дайвер считает своим долгом что-то отвинтить от «Титаника» на память. Сейчас вот собираются вытащить ванну капитана Смита и продать на аукционе.

— Куда же отправится экспедиция, если официальные координаты гибели уже проверены?

— В координатах тоже есть путаница, — говорит Воронов. — Официальное место гибели находится в 25 километрах от берега, тем не менее пятеро человек, в том числе беременная женщина, смогли добраться вплавь до берега. Ни один человек не сможет проплыть столько в ледяной воде. То есть расстояние до берега было меньше. Так, я сопоставил свидетельства очевидцев (архивные, к сожалению, так как сейчас все умерли), проконсультировался с военными моряками и вычислил, куда бы пошел корабль такого класса под обстрелом. У нас получился квадрат полкилометра на полкилометра напротив мыса Аюдаг, прямо рядом с «Артеком». С помощью российской глубоководной техники мы обследуем дно на глубине 700 метров, думаю, глубже нырять не понадобится.

Находка «Армении» станет событием мирового масштаба. После того, как ученые создадут фотокинодокумент братской могилы, она получит статус международного морского мемориала и станет достоянием ЮНЕСКО. Чтобы оградить братскую могилу от «черных археологов», на борт корабля прикрепят радиомаяк, который будет сигналить пограничной службе Крымского полуострова о перемещениях вокруг судна. По украинским законам за расхищение археологических памятников можно получить от трех до пяти лет. «Титанику» в этом плане повезло меньше — он затонул в нейтральных водах и поэтому формально никому не принадлежит.

http://www.ogoniok.com/4954/25/
Но "Армению" так и не нашли...

http://www.blackseanews.net/read/27930
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Современный флот Часовой пояс: GMT - 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Исторические исследования Олег Жук исторические исследования Олег Жук исторические исследования


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS