Форум исторического клуба Сокол
Архив Исторического Клуба Сокол
Новый адрес Клуба

И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится Вашей мудрости, Горацио
Список форумов


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Исторический клуб Сокол       Кодекс клуба       Профессионализм в истории       Командно-штабные учения       Шахматный клуб Сокола       Научные споры на исторические темы
История пиратства

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Пиратство
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Вс Сен 18, 2011 2:57 am    Заголовок сообщения: История пиратства Ответить с цитатой

Кажется, история пиратства такая же древняя, как и история флота.
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Сен 18, 2011 4:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я бы предложил начать с терминологии.
Одно из первых названий морских разбойников - тжекеры. Это ближневосточные пираты времён XV - XI веков до н.э. Они вели разбой вдоль побережья Палестины.
Что касается собственно имени пират, то оно ведёт происхождение от древнегреческого peirates, в основе которого корень peiran, который переводится как "пытать счастья", "пытаться захватить что-либо", "совершить нападение на кораблях". Употребление этого слова относится к IV - III вв. до н.э. Но римляне его переиначили и получилось pirata - под этим именем римляне понимали именно морского грабителя. Так это слово позднее и вошло в новоевропейские языки, и им стали называть людей, чьим основным занятием стал морской разбой - независимо от их происхождения или подданства.
Примерно с XIV в. морских разбойников Северной Африки стали называть корсарами, от итальянского corsaro - морской разбойник. Затем этот термин получил более широкое толкование и стал синонимом слова пират.
А пиратов Северного и Балтийского морей называли витальеры - от латинского viktualien - cъестные припасы (пираты снабжали продовольствием осаждённый датчанами Стокгольм).
Ещё один термин - буканир (буканьер) - эти лихие ребята грабили в основном испанские суда и колонии в Америке в бассейне Карибского моря. На одном из индейских языков букан означает "коптильня": буканиры снабжали команды пиратских кораблей копчёным мясом. При этом сами коптильщики нередко пополняли команды пиратов.
В XVII в. появляется термин флибустьер, от голландского vriipuiter - пират.
Вообще пиратов называют и капёрами, и корсарами, но разница между ними на самом деле есть.
Капёр - это частное лицо, нарядившее судно (суда) за свой счёт, получившее лицензию от государства на захват и уничтожение судов неприятеля или нейтральных стран. Государство при этом имеет свою долю.
Корсар - синоним пирата.
Приватир - термин, появившийся во 2-й половине XVII в., подчёркивает английское происхождение названия морского разбойника.
Вот вроде бы все основные термины.
Вернуться к началу
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Вс Сен 18, 2011 7:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Григорян В.Л., Дмитриев В.И. ("Пиратство, разбой и терроризм на море") сообщают, что
Цитата:
Происхождение слова «пират» не вполне ясно, но то, что оно родилось в Греции, — несомненно. Большинство исследователей склоняются к тому, что слово «пиратство» произошло от древнегреческого peirai - совершать нападение. Им уже пользовались такие писатели древности, как Полибий и Плутарх, и они ничего не говорят о его происхождении и не пытаются его толковать. Отсюда следует, что это слово было им хорошо известно и привычно. Его можно толковать по-разному: «пытаться овладеть чем-либо, нападать на что-нибудь», «пытаться захватить (или штурмовать)», «совершать покушение или нападение на кораблях».

Это слово вошло в обиход примерно в IV—III в. до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча. Четкое разграничение в этой области провели лишь римляне: их слово «рiratа» заимствовано из греческого как синоним именно морского грабителя.

_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 1:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ок. С терминологией разобрались, переходим к разбою.
:-)
И начнём с Гомера:
Цитата:
град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, Стали добычу делить мы, чтоб каждый мог взять свой участок.
Песнь девятая (40).
Если это не морской разбой - то что?
Что такое вообще пиратство той эпохи в глазах современников? Обычное дело, такое как скотоводство или охота, только рискованее. Одно из чудес света - дворец Поликрата на о. Самос. А Поликрат Самосский разбогател, нападая (VI в. до н.э.) на морские суда.

В римских юридических сборниках имеется закон, созданный якобы ещё Солоном, в котором указаны три равные профессии: моряки, пираты и купцы. Другими словами, отправляясь в море, не знаешь, в каком качестве придётся выступить: то ли продать товар в далёких землях, то ли вступить в схватку с пиратами, то ли самому отобрать чужое добро.
Позднее эту сентенцию подтвердит Гёте: "война, торговля и пиратство - три вида сущности одной". Гига улыбка

Наводя ужас на свои жертвы, пираты в то же время зачастую устанавливали нормальные отношения с местным населением, используя их в своих целях.
Во время расцвета пиратства они фактически контролировали торговые пути из Аммерики в Европу.
Затем пиратство пошло на спад, но в 1815 г. в Западной Атлантике произошла новая вспышка пиратства: в Европе (и Северной Америке) закончилась длительная полоса войн. Капёры хлынули к берегам Америки, грабя все суда подряд и разоряя испанские колонии. Эта вспышка пиратсва была подавлена объединёнными усилиями флотов Англии и Америки.

Но в Средиземноморье пиратсво продолжало существовать вплоть до сер. XIX в. В Азии, у берегов Китая - до Второй мировой войны.

Но китайцы действовали по-своему: они проникали на судно под видом пассажиров, захватывали их в заложники и уводили суда с пассажирами на свою базу - Тайя, на северо-востоке от Гонконга, удерживая пассажиров до уплаты выкупа.

Впрочем, как известно, пиратсво существует и по нынешний день. Крутой
Вернуться к началу
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 3:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А исторический роман "Корсары Ивана Грозного" (автора не помню) - имеет под собой реальные основания, в плане причастия России к пиратству или это выдумка?
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 3:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Admin писал(а):
А исторический роман "Корсары Ивана Грозного" (автора не помню) - имеет под собой реальные основания, в плане причастия России к пиратству или это выдумка?
Вот я ж и говорю: создавай форум исторического романа - и не мешай мне исследовать пиратство так сказать, на документальной основе.
Крутой
Итак, афинские законы утверждали общество пиратов и регламентировали его деятельность: это помощь во время войны, охрана торговли и побережья. Упоминавшийся выше Поликрат Самосский в VI в. до н.э. вёл морской разбой, грабил острова и побережья. Первый известный в мире морской рэкет организовал он же: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа. А моряков - от смерти.

С другой стороны, будет ошибкой отождествлять термин античное пиратство с историей Греции и Рима. История пиратства неразрывно связана с историей мореплаванья - и мы неизбежно обращаем взор на египтян и финикийцев. Другое дело, что сведения о "догреческой истории" почерпнуты от греков.

В Египте постоянного летоисчисления не было - календарь вели жрецы и держали его в секрете... Манефон написал свою "Историю Египта" на рубеже IV - III вв. до н.э., но его работа впрочем, до нас не дошла. Кажется, Манефон располагал иероглафическими "записями Тота" начиная с 30 627 г. до н.э.

Снеллиус, историк Византии и голландец по происхождению, упоминает в своих трудах "Древние хроники", которые вели жрецы в течение 36 525 лет (?!)

Диоген Лаэртский сообщает, что "начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48 863 года..."

Современными учёными считается - и кажется, пока не опровергнуто - что указанное сообщение Диогена в свою очередь базируется на древнеегипетских летописях, с которыми мог быть знаком и Снеллиус. Считается, что Московский папирус, датируемый 1850 г. до н.э., также является лишь переписанной копией более древнего документа, сгоревшего в Александрийской библиотеке вместе с другими тысячами рукописей...

Поэтому сейчас затруднительно проверить насколько правдивы сообщения Манефона, Снеллиуса и Диогена, но если их даты верны хотя бы отчасти, значит письменность появилась в Египте гораздо раньше, чем сейчас принято считать. Тот объём знаний, который был накоплен древними и запечатлён ими в письменном виде, был уничтожен людьми, которых в современной цивилизации принято называть великими: это Кир, Александр Македонский, Цезарь.

Сегодня почти любой, интересующийся историей, знает имя Герострата, вся слава которого однако, заключается в том, что он уничтожил одно из чудес света - храм Артемиды в Эфесе. Именно сожжению святыни обязан он своей скандальной славой. А что тогда говорить о фараонах Египта, приказывавших стёсывать рельефы и наскальные надписи своих предшественников? Переписыание истории есть не плод сегодняшнего дня - это постоянный спутник движения человеческой цивилизации... Кстати говоря Сципион, уничтоживший Карфаген, стёр с лица земли в т.ч. и легендарно богатую тамошнюю библиотеку.

Резюме: в ходе античных войн и пиратских набегов горели города, уничтожались библиотеки, вследствие чего наши знания о прошлом не углубляются далее чем на ШЕСТЬ тысячелетий.

По мере развития греческой цивилизации на пиратство стали уже смотреть, как на зло и стали вести с ним борьбу. Но особую жестокость в борьбе с морским разбоем проявил Рим. Отчасти это объясняется тем, что в первые века своей истории Рим не знал мореплаванья, что с одной стороны, избавляло его от разбоя на море, с другой - мешало с ним эффективно бороться. В итоге единственным наказанием для пирата в Риме стала казнь на кресте.
Вернуться к началу
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Чт Сен 22, 2011 2:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Замечательно. Итак, история пиратства свелась к проблематике истории Египта и возникновения письменности. Плюс тайны жреческих наук... Не отходи от темы
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пт Сен 23, 2011 4:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это вопрос времени возникновения пиратства - которому столько лет, сколько и мореплаванию. Идём дальше.

В Средние века пиратство не только не утихло, но расцвело, распространившись по всему миру. Норманны - это пираты раннего Средневековья, поразившие север Европы. Норманны, они же викинги, они же варяги, - овладели всем побережьем Европы от Нордкапа до Гибралтарского пролива. Они покорили славян и финнов, завоевали часть Франции, основали государства в Ирландии и на гебридских островах, захватили Шетландские о-ва, отняли у сарацин Сицилию, у греков и лангобардов - Юж. Италию, неоднократно угрожали Константинополю.
Борьбу с норманнами вёл Карл Великий (742 - 814 гг.), создавший систему постоянной защиты побережья своего гос-ва. Тогда викинги, начиная с 793 г., стали совершать регулярные набеги на Англию.

После падения Каролингской монархии норманны возобновили нападения на франкское побережье. Они овладевали устьями крупных рек и двигались вглубь континента. В мае 841 г. они захватили Руан, в июне 843 г. - Нант, в мае 845 г. - Париж. В 911 г. они захватили часть побережья, которая с тех пор называется Нормандия. Вильгельм Завоеватель, в 1066 г. ставший английским королём Вильгельмом I - норманн.

Когда начались Крестовые походы и Венеция и Геннуя оказались неспособны оплатить возросшие затраты, крестоносцам пришлось нанимать суда у пиратов.
Никакие меры не могли искоренить пиратскую деятельность норманнов, каковая прекратилась только в XV в. вследствие обострения внутренних проблем Скандинавии.

Викинги создали пиратское общество, обладавшее своеобразной этикой. Они сурово преследовали грабёж и насилие внутри собственного сообщества, серьёзным преступлением у них считался обман при дележе добычи. Предателей и дезертиров они казнили.
В XI в. на Балтике появились ругийские, поморские и другие славянские пираты, с которыми вело борьбу датское гос-во.
Усилившийся разбой на сухопутных и морских путях заставил купцов северо-западной Европы объединиться для защиты своих общих интересов и безопасности торговли. В 1241 г. в Любеке было подписано соглашение о союзе и обороне между Любеком и Гамбургом - что положило начало могущественной немецкой купеческой организации, названной Ганзой. В период своего расцвета на рубеже XIV - XV вв. Ганзейский союз объединял несколько сот городов.
Вернуться к началу
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2011 4:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Camel писал(а):
славянские пираты

Интересно!

СЛАВЯНСКОЕ ПИРАТСТВО НА БАЛТИКЕ ДО 1184 ГОДА

Западные славяне относительно поздно появились на исторической арене Средневековья. Тем не менее, они сыграли очень важную роль в политике таких государств как Германская Империя, Дания или Польша. Продолжающиеся несколько десятков лет столкновения между западными славянами – язычниками и окружающими их христианскими странами, привели к тому, что первые встали на путь пиратства и корсарства.

Что такое пиратство? Можно сказать, что это бесправный акт насилия, направленный на лишение свободы кого-либо или грабеж, осуществляемый в открытом море на неконтролируемых государством судах. Очень трудно провести границу между обычным пиратством и морскими сражениями. В последнем случае следовало бы говорить о корсарстве. Между пиратством и корсарством имеется очень шаткая, иногда почти незаметная, разница. Корсары занимались разбоем на основании полномочий, данных неким властителем, часто под его непосредственным командованием. Я хочу в своей работе остановиться как на типичном пиратстве, так и на законном корсарстве, поскольку считаю, что оба эти термина в случае славянского мореплавания являются равнозначными. В своей работе я опирался прежде всего на труды Хельмольда (Helmolda), приходского священника из Березова (Brzozowa) в Вагрии. «Хроника славян» ( Kronika Slowian) Хельмольда – это источник, описывающий захват и христианизацию Земель западных славян, начиная со времен Каролингов и до 1171 года. Это очень ценный источник по истории вагров, ободритов, ругов, а также народов, соседствующтх с ними. Следующим очень важным источником являются Saxonis Grammatici Gesta Danorum, датского составителя хроник Саксо Грамматикуса (Saxo Grammaticus).

Самой важной для нас является книга XIY, написанная в 1185 году, в которой описываются события походов датчан на славян. К сожалению, этот труд не переведен на польский язык. Фрагменты переводов Saxo Grammaticusa, касающиеся борьбы датчан со славянами, опубликованы в работе Кристины Питрацкой (Krystyny Pitradzkiej) под названием «Walki Slowian na Baltyku w X-XII wieku». Перевод сделан на основе книги, отредактированной и опубликованной в 1886 году. Для сохранения целостности работы, я пользовался именно этим изданием XIX века. В книге Кристины Питратской, кроме того, есть перевод источника, описывающего военную экспедицию на Конунгахеле (Konungahele). Я использовал также работы епископа мерсибургского Тетмара (Thetmara) (Kronika Thetmara) а также Адама Бамбергского. Автор, в 4 книге, довольно подробно описывает южные острова Скандинавии и южное побережье Балтики. А у Эббо (Ebbo) мы можем найти множество сведений, касающихся общественных групп и политических ситуаций в которых оказались отдельные поморские города. Историку, занимающемуся проблемой западных славян, бросается в глаза отсутствие собственно славянских источников. Перечисленные выше хронисты в большинстве своем были враждебно настроены по отношению к славянам (например, Хельмольд), что может отрицательно отразиться на объективности настоящего перевода.

Следует отметить, что источники, которыми мы располагаем, представляют, прежде всего, неславянскую точку зрения обсуждаемой темы. Если говорить об исследованиях, то до настоящего времени мы не дождались монографии, которая бы исчерпывающе представляла деяния славянских пиратов и корсаров на Балтике. Об этих морских разбойниках мы можем прочитать, например, у Казимира Ваховского (Kaziemierza Wachowskiego) в книге « Slowianszczyzna Zachodu». Самые большие захватнические походы подробно описывает в своих книгах Эдмунд Косяж( Edmund Kosiarz) –« Bitwy na Baltyku» и «Wojny na Baltyku w X-XIX w. ». Далее,Зышард Керсновски (Ryszard Kiersnowski) в «Legendzie Winety» описывает одно из известнейших косарских гнезд. Я использовал также сведения о составителях хроник,, различных личностях и городах, из «Slownika Starozytnosci Slowianskich». Несколько затронутых мною вопросов будут сравнены с историей викингов. В этом случае мне помогла работа Леха Лецевича (Lecha Leciewicza) под названием «Normanowie».


ПРИЧИНЫ ПИРАТСВА СЛАВЯН


A FURRORE SCLAVORUM LIBERA NOS DOMINE – так наверняка молились священники городов, переживших нападения славянских пиратов. Поначалу славяне пиратством не занимались. Пиратство стало заметным лишь в XI веке. Длившиеся несколько сот лет грабительские походы викингов докатились и до славянских земель. Эти территории не изобиловали такими богатствами, которые предлагала Западная Европа (например, богатства, сосредоточенные в монастырях), тем не менее, можно было найти там мед, пиво, оружие. Славяне неоднократно выходили победителями из столкновений с захватчиками. По Вани (Vany), тот факт, что викинги никогда не селились постоянно на берегах Балтики, доказывает, что славяне уже во времена викингов обладали укрепленными портами и хорошо овладели искусством мореходства. Одновременно следует помнить, что побережье было главной территорией скандинавской экспансии. Поэтому не следует чрезмерно переоценивать мореходные способности славян, хотя несомненно, что таковыми они обладали. Славянское пиратство является в некоторой степени продолжением действий, осуществляемых викингами. Нападения викингов продолжались с конца YIII века по X. А славяне отправлялись за добычей с половины XI века до половины XII века. Пиратство и корсарство славян возникло в связи с трудной политической ситуацией этого региона. Самой важной причиной возникновения и расцвета пиратства были походы на земли западных славян немецких и датских властителей. Морской разбой также был тесно связан с этим регионом. Хельмольд так описывал винульдов (западных славян): « Весь этот народ подвержен идолопоклонству, находится в постоянном движении, занимается пиратством, направленным с одной стороны на датчан, а с другой – на саксов». Однако, как раз датчане и саксы отличались исключительной жестокостью, организуя захватнические походы на западнославянские земли. Это они, в значительной степени, стали причиной того, что славяне, и изгоняемые немецкими колонистами со своих земель, занялись пиратством.

Хельмольд в своем описании приводит речь князя варгов – Прибыслава (Przybyslawa): « Что же нам остается, как покинуть землю и в море, посреди пучины, искать спасения. И нашей ли будет виной, если изгнанные из Отчизны, растревожим море и брать будем добычу с датчан и купцов, что пускаются по морю в плавание». Этот монолог является литературным вымыслом автора, однако его суть отражает то, что чувствовали славяне в те трудные для них временах. Мы должные верить тому, что написал Хельмольд, поскольку какую бы он имел цель, чтобы выступать против своих побратимов? Славяне, на которых саксы налагали большие подати, превратили поселения на балтийских берегах в пиратские порты, из которых затем совершали походы на соседние земли. Как и писал Хельмольд, славяне занялись пиратством, поскольку были теснимы саксами. Насколько ободриты вели беспрестанные бои с саксами, настолько же западные поморяне в XI и начале XII веков находились в стороне от этих событий. Лишь захват Поморья Болеславом Кривоустным изменил это положение дел. Я считаю, что в случае поморян, объяснение пиратского ремесла вытеснением их христианскими народами, не является целиком убедительным. Более верным является утверждение, что это была своеобразная реакция на грабительские экспедиции скандинавских пиратов и, прежде всего – датских. Следующей причиной было желание взять добычу и пленных, за освобождение которых славяне получали большой выкуп. Все их походы заканчивались полным разграблением городов и взятием большого количества пленных. Славяне, в противоположность норманнам, не отправлялись в походы ради славы и не стремились к захвату новых земель. Единственной их целью была как можно большая добыча. Однако, насколько это верно? Как уже упоминалось выше, трудно разграничить пиратство с морскими военными столкновениями. Я считаю, что грабительские походы, помимо взятия добычи, имели часто и чисто политические задачи. Следует помнить, что эти экспедиции усилились во время борьбы с саксами и датчанами, то есть были атакованы собственные враги. Резюмируя, можно сказать, что славянские пираты отправлялись в морские походы, прежде всего, ради огромной добычи. Одновременно под водительством своих властителей, они атаковали военные флоты своих врагов и разрушали порты, в которых их противники строили суда. В этом случае следует говорить уже о корсарстве. Развитее пиратства было зависимо также и от естественных условий отдельных участков побережья. Благоприятной для этих целей была береговая линия, изрезанная фиордами, а также наличие большого количества маленьких островков. Как раз такое характерное побережье благоприятствовало неожиданным атакам пиратских команд на полные товаров торговые суда. Хорошими укрытиями для пиратских судов были устья рек, таких как Варнава, Кремпина или Одер. Пираты могли там не только готовиться к запланированному нападению, но и приспосабливали эти места под свои базы. В дельте одной из этих рек, как пишет Хельмольд, располагалось привычное логово пиратов. В этом укрытии находился даже христианский священник, который служил пиратам «и в голоде, и в жажде, и в нищете». В заключении этих размышлений я бы хотел подчеркнуть, что западные славяне были, в некоторой степени, вынуждены заниматься пиратством и корсарством. Ранее этот народ занимался земледелием, а пиратские походы организовывали спорадично. Они усилились лишь в XI веке. Пиратство стало, в некотором отношении, спасением для дальнейшего существования славян. Однако оно никогда не было целью в самой себе. Этим промыслом занимались не только безземельные крестьяне, преступники или сбежавшие рабы, но и владетельные особы.


СЛАВЯНСКОЕ ПИРАТСТВО


Среди славян пиратством занимались поморяне, ободриты, а также раны, населявшие остров Руян и хорошо знавшие пиратский промысел уже в XI веке. Хельмольд так описывает земли, населенные пиратами: « Вся земля славянская, начиная от Ejdory (…), земля, протянувшаяся между морем Балтийским и Эльбой (…) аж до Скверина (Skwierzyn), небезопасна (…) из-за
разбойничьих нападений». Одним из гнезд морских разбойников был легендарный Волин. Этот славянский город, жители которого занимались торговлей, охотно принимало беглецов из других земель. В 1098 году Волин принял большую группу датских пиратов и разбойников. Достойным удивления является тот факт, что жители Волина впустили через свои ворота скандинавских пиратов. На вопрос, почему это произошло, источники не дают удовлетворительного ответа. Можно лишь предположить, что или они сами занимались пиратством, или, не желая подвергать себя опасности нападения со стороны скандинавских разбойников, предоставили им убежище. Другим славянским городом, жители которого также занимались пиратским промыслом, была Ологоща (Ologoszcza), город, расположенный в устье Пианы (Piana) на Балтийском Море. Этот город в начале 60-годов был осажден объединенными силами датчан и их подданными – ранами, которые, как и ологошане, были пиратами. На острове ранов роль пиратского порта осуществлял центр культа Святовита на Арконе.

Славянские пираты атаковали не только торговые суда, но также нападали на села и города саксов и датчан. Преимущественно от этих нападений страдали поселения, расположенные у моря или по берегам рек, к примеру, такие как Любека (Lubeka), Конунгахела, Рискида (Riskida), Рибе (Ribe). Наибольшей угрозе нападений подвергались такие датские острова, как Зеландия, Фальстера, Фиона. Славянские нападения были особенно опасны для датчан: (…) «Дания, по большей части, состояла из островов, окруженных со всех сторон морем, поэтому нелегко их было уберечь от набегов пиратов». Славянам нужна была, прежде всего, добыча. Они грабили все, что могло бы позднее пригодиться и представляло хоть какую-то ценность. Так, они забирали оружие, ценности и скот. Разграбленный город часто подвергался сожжению. Славяне никогда не поселялись в этих городах навсегда - так, как это делали викинги.

Находки целых корпусов или остатков лодок позволяют реконструировать вид пиратских суден. Важным источником являются для нас и изображения на рунических камнях. Составитель хроник из Вагрии пишет, что славяне (…) «единственную они надежду возлагали на суда, и составляли они для них единственное богатство». Суда славян были похожи на ладьи викингов, потому что именно из Скандинавии был заимствован способ их постройки и мысль об использовании силы ветра как источника движения. Не уступали они им и по техническим параметрам. В отличии от скандинавских судов, имели более плоское днище, меньшую осадку и более кпереди расположенные мачты. К сожалению, не сохранились паруса той эпохи. Предположительно, они были изготовлены из полотна или тонких шкур. Эти суда очень напоминали торговые. В 1967 году в Ральшвейке (Ralswiek) на Руяне археологи обнаружили три ладьи IX-X веков. Самая большая достигала 13-14 метров длины и от 3 до 4 ширины. Ладья была изготовлена из дубовых досок. Славянские суда не были столь же маневренными как ладьи викингов, но зато были более безопасными в море во время штормов. Ладьи, предназначенные для военных целей, имели деревянную защиту, поднимаемую на бортах непосредственно перед битвой, а также крюки, размещенные на длинных драгах и используемые для захвата вражеских судов с целью абордажа. Защитную роль перед градом стрел выполняли также и щиты. Вероятнее всего, суда строились на средства правителей и прежде всего, князей. Для этих целей использовалась как работа свободных людей, так и невольников. Ладьи строились недалеко от портовых городов – затем они спускались на воду по деревянным вальцам. Что касается латинских названий отдельных типов судов, то они были различными. У Саксо Грамматикуса встречаются несколько определений: cymbra, skapha.

Для определения пиратских судов Саксо использует слово myoparo. Достойным внимания является и тот факт, что все эти названия мы находим в трудах древних писателей. В описываемый период славяне не располагали никаким навигационным оборудованием, так же, как их ближайшие морские соседи-датчане. Днем ориентировались по солнцу, ночью – по звездам, принимая во внимание так же силу и направление морских течений и ветра. Во время туманов и штормов укрывались в заливах. Морские походы совершали недалеко от берега. Старались внезапно атаковать свою жертву, поэтому часто нападали по ночам. Славяне, как когда-то и скандинавы, в значительной степени полагались на внезапность атаки. Множество небольших датских островков и фиордов являлись хорошими укрытиями, из которых, как пишет немецкий приходской священник, «неожиданно нападают на не ожидающих засады». Автор замечает далее, что славяне были особенно искусны во внезапных нападениях. Пираты старались как можно быстрее добраться до цели без столкновений на море. Поэтому они могли без потерь со своей стороны приступать к грабежу поселений.

Славяне, которые принимали участи в морских экспедициях, должны были иметь надлежащее оружие. В состав вооружения славянских пиратов, как и других воинов этого народа, входили лук, боевой топор с широким лезвием (так называемый «бородатый»), односторонне заточенный меч, щит и шлем. Щиты, округлые изначально, начиная с IX века, принимают продолговатый вид с сужением книзу (так называемые, норманнские щиты). Конница у корсаров не имела большого значения, хотя с ее помощью и можно было быстро овладеть выбранными целями на побережье. По описанию Хейнскрингла (Heinskringla), суда могли принять на борт 44 человека и 2 коня. Наездники имели острогу, пращу, мечи и стилеты. Конская сбруя часто покрывалась металлическими украшениями.

Возможно, что поначалу славянские пираты не знали таких личностей, как Вильям Кидд или Фрэнсис Дрейк, тем не менее, читая источники, мы можем наткнуться на славных пиратов и корсаров той эпохи. Одним из них был некий Вышак. Свое богатство он создал, в основном, торговлей, крупным землевладением и, конечно же, морским разбоем. Деятельность Вышака, который свое происхождение вел из знатного рода г. Щецина, является хорошим примером того, что торговля и пиратство могли тесно соседствовать. Мы можем допустить, что целые роды занимались пиратством. Как пример, можно привести историю Рохела (Rochela) и Рацека ( Raceka) из рода Крута (Kruta). Первый из них был знаменитым корсаром и язычником. Что касается второго, то мы не знаем точно, был ли он славянским князем или пиратским вожаком. Однако, совершенно точно, что в конце 30-х годов XII века он предпринял пиратскую вылазку на город Прибыслава -Любику (Lubike). Именно эта экспедиция принесла ему громкую славу. Ссылаясь на Эббо, мы можем с полной уверенностью что корсарством занимались прежде всего люди, обладающие властью и богатством. Это у них были деньги, на которые они могли организовывать пиратские вылазки и набирать бойцов, готовых вверить им свою жизнь. Наконец, только они могли вести пиратов за богатой добычей. Иногда такие морские походы возглавляли сами князья. Трудно поэтому точно определить, была ли такая экспедиция военной, корсарской или чисто пиратской. Пираты организовывали экспедиции ради захвата добычи или невольников. Богачи были ценной добычей, поскольку за них эти морские разбойники могли получить большой выкуп. Остальные пленные продавались на торгах. Большое количество пленных после каждой экспедиции приводило к тому, что цены на невольников на славянских рынках резко снижались. Иначе дела обстояли, например, в Дании, где цены немедленно взлетали вверх. Причиной этого была нехватка рабов после славянских атак. Пленных, захваченных в столкновениях с поляками, продавали либо в Данию, либо на Руян, а пленных с Севера (датчан) – преимущественно, на Запад и Юг Европы. К более ценным невольникам, например, богачам, относились лучше, чем к остальным, которых использовали, среди прочего, на тяжелых работах, например при строительстве судов. Над ними часто издевались. У Тетмара мы можем прочесть как поступали с некоторыми заложниками: « их гнев передался остальным корсарам. Наутро отсекли они нос уши и руки священнику (…) и остальным заложникам; затем выбросили их за борт в залив (…). Не лучше было отношение и к схваченным пиратам: « А поскольку славянские разбойники тревожили немцев (…) бургграф города Гунцелин (Guncelin) (…) приказал своим, чтобы немедленно вешали славян, сбившихся с пути, если не смогут объяснить по какой причине они там оказались.

Невозможно описать все захватнические походы славян, даже самые крупные. Хотел бы, однако, на примере нападения на Конунгхале показать, как проходили пиратские экспедиции славян. Нападение на этот датский город, по тем временам, было значительным предприятием. В историографии утвердилось мнение, что это была самая крупная корсарская экспедиция славян. В 1136 году поморский князь Ратибор I (Racibor I) во главе огромной славянской флотилии направился к важному торговому городу. Этот город, расположенный недалеко от границы с Норвегией, принадлежал тогда датскому королю Эрику II. Ратибор I, ленник польского короля Болеслава III Кривоустного, имел под своим командованием около 650 судов. Принимая во внимание, что каждый борт вмещал по 44 человека и 2 коня, мы можем заключить, что в экспедиции принимало участие 29 тысяч воинов. Однако, это количество, приведенное хронистами, кажется завышенным. К этим цифрам следует относиться очень осторожно. Составители хроник могли специально привести столь большие цифры, чтобы оправдать поражения или преувеличить победы. Однако, вполне возможно, что в набегах могло принимать участие столь большое количество судов. Это не всегда были военные ладьи. В битве при полуострове Дарсин (Darsin), в мае 1184 года, принимали участие специально оборудованные для этих целей торговые и рыболовные суда. Это были транспортные корабли, используемые для перемещения воинов. В описаниях экспедиции на Конунгхеле впервые был подтвержден факт перевозки коней. Судно могло перевозить на территорию боевых действий по два коня. Благодаря этому славяне могли внезапно напасть на врага на суше. Точно неизвестно, какова была цель похода 1136 года. Из описаний экспедиции вытекает, что она была типично корсарской.

«(…) язычники слова не сдержали, забрали всех людей, мужчин, женщин и детей, многих поубивали, особенно тех, кто был слаб, низкого происхождения и тех, кого трудно было увести за собой. Забрали все деньги, которые были в городе.»

Как я писал выше, по моему мнению, помимо грабежа, у славян часто были и политические задачи. А какую цель они преследовали в этом походе? Я считаю, что могло быть два повода для этого набега, касающиеся непосредственно датско-славянского противоборства. Первый из них – это желание уничтожить важный торговый порт, а значит, достижение военного ослабления Дании, поскольку славяне наверняка отдавали себе отчет в том, что скандинавы для обороны порта призовут большое количества рыцарей. Именно этот факт мог бы объяснить цель этой крупной славянской экспедиции.


УПАДОК ПИРАТСТВА

Опустошенные острова и побережья, обезлюженные деревни и поселения, заброшенные поля. Такой вид представлялся глазам богатых и влиятельных датчан. К этому еще присоединялось и тяжелое поражение, нанесенное датскому флоту экспедицией ранов во время крестового похода 1147 года.

Длящиеся несколько десятилетий грабительские вылазки славянских пиратов вынудили датчан дать решительный бой пиратам и корсарам. В 1153 году в Дании был образован своего рода орден для борьбы с морскими разбойниками. Он обладал собственным флотом. Его целью была борьба с пиратами и охрана датских границ от славянских атак. Однако, деяния этой датской организации вполне можно было сравнить с корсарскими атаками. Датчане нападали и подвергали конфискации торговые суда, плавающие в Балтийском море, а затем делили захваченные товары между собой. Такие действия приводили к славянским контрнападениям. Эффект был ужасен:

«В это время пираты распоясались от границ славян аж по Эидору, все деревни с востока, оставленные жителями (…), лежали в руинах с невозделанной землей. Зеландия, от востока до юга, зияла пустотой (…), на Фионии не осталось ничего, кроме нескольких жителей».

Те, кто остался нетронутым, пробовали откупиться, предлагая славянам большие деньги. В 1157 году огромный славянский флот понес тяжелые потери – на море, недалеко от Йолухольма (Jolucholm), в результате бури затонула флотилия, состоявшая из 600 судов. В 1159 году датский король Вальдемар I Великий начал ответное наступление против ранов. Две экспедиции, проведенные в этом году, оказались неудачными. Вальдемар I обратился за помощью к саксам. Датский король и саксонский князь Генрих Лев в первую очередь собирались ударить по землям ободритов. Это свершилось в 1160 году. Раны, желая помочь ободритам, захватили устье Варнавы, по которой датчане двигались вглубь славянского края. Тем не менее, наступление против ободритов завершилось полным успехом. Это стало концом великого ободритского княжества. В этом же самом году руяне подчинились датчанам. После проигранной битвы при Варнаве и тяжелых боях около острова Руян, раны попросили о мире. И получили его сразу же после отказа от корсарских вылазок. Окончательный захват Руяна пришелся на 1168 год. Тогда была уничтожено святилище Святовита, последнего бастиона язычества. Хельмольд прокомментировал это так: «Таким образом, славяне, до некоторой степени, прекратили нападения и грабежи». Окончательное поражение славянам нанесли датчане в 1184 году. Именно тогда поморский флот под предводительством князя Богуслава I, около полуострова Дарсин, понес тяжелое поражение. Это стало концом величия славянских мореплавателей на Балтике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поражение в мае 1184 года была было не только концом величия славян на Балтике, но и прежде всего, окончательным разгромом славянского пиратства. Покорение ободритов, руян и поморян немцами, датчанами и поляками стало не только концом суверенности этих государств, но и прекратило жестокие грабежи. Читая хроники, можно прийти к выводу, что подавление корсарства и пиратства было одним из методов (помимо христианизации) подчинения западных славян саконским и датским правящими слоями. Им, главным образом, нужны были стратегически важные земли и торговые славянские порты, откуда бы они могли черпать огромные прибыли. Не оспаривая тот факт, что славянское пиратство было определенным поводом для покорения славян, но не это все же являлось главной причиной, как утверждают хроники. По моему мнению, пиратство в сложной ситуации этого региона было неотъемлимой частью политики, проводимой славянскими народами. Пиратство повлияло на то, что датчане еще больше стремились к окончательной победе над ними. Постоянные вылазки на датское побережье и саксонские поселения, сожженные деревни, сотни пленных – это баланс пиратских нападений. Это и доказательство того, насколько большие потери понесли христиане от рук славянских пиратов. По моему мнению, пиратство и корсарство неразрывно связано с историей славянского мореплавания. Саксо Грамматикус часто не различает пиратские флоты и обычные военные соединения:

« (… ) торговый ли это флот или пиратский».

Это прекрасное доказательство того, что по источникам порой трудно отделить пиратские схватки от военных действий регулярного флота славянских мореплавателей, принимая во внимание, что как в одном, так и в другом случае во главе экспедиций стояли князья. Это также говорит и о некоторой непоследовательности автора, которая не только снижает уровень работы, но и может доставить немало трудностей исследователям этого периода времени. Хочу заметить, что норманны занимались разбоем не только в Балтийском море, но так же в Северном и Средиземном. Славяне же ограничивались лишь акваторией Балтики, особенно ее западной частью. Славяне, как бы заранее, выбирали лишь определенные жертвы, тогда как викинги несли ужас и страх всем приморским народам. В большинстве случаев, славяне атаковали только враждебные себе народы.

Славянское пиратство, несомненно, имело значительное влияние на развитие балтийского мореходства и одновременно явилось важной страницей в истории западных славян.

перевел С. Базлов

http://www.proza.ru/2010/10/23/63

Ещё раз: по источникам порой трудно отделить пиратские схватки от военных действий регулярного флота славянских мореплавателей, принимая во внимание, что как в одном, так и в другом случае во главе экспедиций стояли князья.
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Сен 25, 2011 2:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Одной из самых могущественных организаций пиратов Балтики были Витальеры ("друзья бога и враги мира"). С ними успешно боролась Ганза, но в силу необходимости не брезговала пользоваться их помощью.
В 1389 г. Любек обратился к главе витальеров Штертебеккеру с просьбой выступить на помощь осаждённым датчанами защитникам Стокгольма. Витальеры оказали помощь в прорыве блокады и доставке пищи. Но в этом же году королева Дании и Норвегии Маргарита призвала крестоносцев для борьбы с пиратами и в 1401 г., после долгих и упорных морских сражений основные базы пиратов были разгромлены, а их вожди, в т.ч. Штертебеккер, казнены.
Есть легенда о смерти Штертебеккера: его последняя посмертная просьба была исполнена. Заключалась же она в том, что будет сохранена жизнь тем витальерам, мимо которых он успеет пробежать после того, как ему отсекут голову... Штертебеккер пробежал обезглавленный мимо одиннадцати своих соратников и упал лишь после того, как палач подставил ногу... его телу.

Витальеры, как тогда и полагалось, будучи пиратами, являлись также и купцами. Они продавали краденое, иногда даже тем, кому этот товар должен был быть доставлен их законными владельцами. У витальеров была железная дисциплина, кроме пленниц, у них не было женщин. Неподчинение капитану каралось смертной казнью.
Вернуться к началу
Бомбардир
Admin

   

Зарегистрирован: 10.05.2011
Сообщения: 3322
Откуда: Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Ср Сен 28, 2011 4:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Итак, славянские пираты - это только пираты, и ничего больше; при переходе от Античности к Средним векам имеет место быть расширение пиратства.
Ок, ждём продолжения...
_________________
Свобода начинается с сомнения.
Моя страница
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Ср Сен 28, 2011 2:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересный ресурс про пиратов:
http://www.thepirateking.com/index.htm
Отлично!
Вернуться к началу
Falstaf
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 11:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про Моргана говорить будем?
Вернуться к началу
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 3:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это будет в XVII веке, а пока в этом топике на дворе век XVI-й... Гига улыбка
Точнее, его вторая половина. В это время, помимо заморских экспедиций, снаряжавшихся правительствами разных стран для завоевания новых земель, или торговыми кампаниями с коммерческими целями, в далёкие плаванья отправлялись и частные лица, авантюристы, попутно занимавшиеся морским разбоем, контрабандной торговлей, зачастую с ведома властей и при их тайном попустительстве, внося в казну часть добычи.
Особенно в этом отличились англичане, подрывавшие могущество Испании нападениями на каравеллы с золотом. Они нападали также на гавани и форты, на побережье Центральной и Южной Америки. Авантюристы либо погибали, либо неслыханно обогащались, делясь с вельможами, министрами и самой королевой Англии.
Основной базой британских пиратов в XVI - XVII веках был порт Плимут. Сам город этот жил разбоем.
Интересная тогда сложилась ситуация: власти судили и отправляли на виселицу бродягу, просившего милостыню; вора, попавшегося на карманной краже или убийцу, но к знаменитым пиратам относились с почтением! Ещё бы, ведь с ними дружили короли, возводили их в дворянское достоинство, назначали в состав членов Королевского общества и возводили в разряд национальных героев за отличие в войнах!
С XVI в. сильно развился морской разбой у берегов Вест-Индии. Здесь было создано "береговое братство". Изначально это были французские капёры, грабившие испанские поселения и суда, но после заключения мира в 1559 г. они лишились поддержки гос-ва и превратились из капёров в пиратов.
Вернуться к началу
Falstaf
Гость

   




СообщениеДобавлено: Сб Окт 01, 2011 6:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Понятно. Ну, не хотите Моргана - тогда давайте про Дрейка - ведь кажется, он идёт сейчас в порядке хронологии, раз уж дошли до sea dogs...
Вернуться к началу
Camel
Гость

   




СообщениеДобавлено: Сб Окт 01, 2011 9:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да.
На смену французским капёрам пришли англичане, действовавшие не менее активно. Дрейк разграбил Санта-Доминго в 1586 г. - и уничтожил его...
Рели в 1595 г. захватил Тринадад.
Ширли в 1597 г. захватил Ямайку, разграбил и сровнял с землёй её столицу - Сантьяго-де-ла Вега.

Начиная с 1620 г. колонизаторскую деятельность стала развивать Голландия, соответственно начав и капёрскую войну. Голл. капёры совершили успешное нападение на Пуэрто-Рико.
В этот период в Карибском море появляются буканиры и флибустьеры, выходцы из франц. моряков или потерпевших крушение корсаров и пиратов. Основной базой буканиров становится о. Эспаньола. В 1639 г. после крупной испанской карательной экспедиции буканиры перебрались на соседний о. Тортуга, принадлежавший Франции, где и образовали настоящую пиратскую республику. Это была грозная морская сила, которую привлекали на свою сторону Франция и Англия.
Обитатели Тортуги стали называть себя флибустьерами - этимология этого слова снова возвращает нас к грекам, т.к. обозначает "пытающих счастья".
Но в 1654 г. испанцы провели новую карательную экспедицию, на этот раз против Тортуги. Тогда с разрешения Англии центр флибустьеров переместился в г. Порт-Ройял на о. Ямайка. Был издан королевский указ с установлением таксы на получение официального свидетельства, дающего право грабить торговые суда Испании. Капитан пиратского корабля платил в королевскую казну 20 фунтов, обещал привозить добычу в Порт-Ройял и отдавать короне 15-ю часть, и официально, перед лицом закона, считался не пиратом, но капёром...
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Пиратство Часовой пояс: GMT - 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Исторические исследования Олег Жук исторические исследования Олег Жук исторические исследования


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS